Порядок проведения инвентаризации в казенном учреждении в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения инвентаризации в казенном учреждении в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.

Применение ФСБУ 28/2023

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применяется с 1 апреля 2025 года, при этом организация может принять решение о применении нового стандарта до указанного срока.

Соответственно, с названной даты не действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.07.1995 № 49. Положения иных нормативных правовых актов, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023 (например, п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Поскольку организация вправе начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то есть до 1 апреля 2025 года, при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по старым правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно.

Организация инвентаризации

Член инвентаризационной комиссии – материально ответственное лицо. Какие могут быть последствия?

Не допускается включение в состав инвентаризационной комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые этой комиссией (п. 20 ФСБУ 28/2023). Проверяющее лицо должно быть максимально незаинтересованным. По соображениям здравого смысла возможный конфликт интересов необходимо учитывать при формировании инвентаризационных комиссий и тогда, когда материальная ответственность не присутствует.

Результаты инвентаризации с нарушением требований не могут быть приняты к бухгалтерскому учету, а фактическое наличие активов, которые были проинвентаризированы, не может признаваться подтвержденным.

Какими упрощениями могут воспользоваться малые предприятия?

ФСБУ 28/2023 не содержит упрощенных способов для организаций, которые имеют право на них в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а это МСП с некоторыми исключениями по сферам деятельности, НКО и резиденты «Сколково» (п.п. 4 и 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Однако стандарт допускает упрощенные процедуры инвентаризации для организаций, где присутствует только директор или директор и главный бухгалтер. Они могут не создавать инвентаризационных комиссий. Кроме того, инвентаризацию может проводит ревизионная комиссия, если она наделена по уставу этими полномочиями. Организация может заключить договор на проведение инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. Тогда тоже не потребуется создание инвентаризационной комиссии.

Как перейти на ФСБУ 28/2023?

Какого-либо специального перехода на новый стандарт не требуется. Для подготовки к началу применения нужны организационные решения в целях настройки процессов и подготовки задействованного персонала.

Целесообразно провести анализ положений документооборота и других регламентирующих документов на предмет соответствия процедур работы инвентаризационных комиссий требованиям к определению фактического наличия объектов инвентаризации, уделив особое внимание специфике инвентаризации с применением альтернативных способов для материальных объектов, способам документальной проверки и проведения расчетов для нематериальных и финансовых объектов, в частности оценочных резервов, обесценения активов, отложенных налогов. Целесообразно разработать формы специальных документов инвентаризации различных видов активов, а также документов для двухэтапного процесса инвентаризации: этапа получения данных об объектах и этапа формирования бухгалтерских оценок.

Подходы к формированию инвентаризационных комиссий могут быть изменены при применении ФСБУ 28/2023. Численный состав инвентаризационной комиссии должен позволять сохранение действительности ее решений при отсутствии одного из членов, а значит он должен быть более 5 человек (п. 21 ФСБУ 28/2023). Комиссия может быть одна или несколько (п. 19 ФСБУ 28/2023). Структура комиссий может быть сформирована по функциональному признаку, организационной структуре организации и сочетая разные подходы к разделению полномочий. Например, для инвентаризации запасов комиссии могут быть сформированы на уровне подразделений, а для инвентаризации финансовых вложений, оценочных резервов и иных аналогичных активов и обязательств комиссия будет действовать на уровне аппарата управления организацией в целом. Инвентаризационная комиссия должна быть достаточно компетентной, чтобы не просто сверить номенклатуру объектов по инвентаризационной ведомости, но и провести необходимые оценки и подтвердить их обоснованность. Возможно, для выполнения инвентаризационной комиссией своих задач необходимо наделить ее полномочиями привлекать узких специалистов и получать от них заключения. Для каких-то организаций целесообразно наделить полномочиями проведения инвентаризации ревизионную комиссию или заключить договор с аудиторской организацией.

Читайте также:  Раздел имущества после развода более 3 лет в 2023 году

Документальное оформление инвентаризации по новым правилам

С введением нового стандарта ФСБУ 28/2023 требования к документации при проведении инвентаризации были усилены и детализированы.

Одно из ключевых изменений – необходимость составления плана инвентаризации. План должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, перечне объектов, подлежащих учету, а также порядке и сроках проведения процедуры. Это позволяет обеспечить структурированный подход к выполнению инвентаризационных работ.

Следующим важным аспектом является формирование акта инвентаризации. В новых правилах акт должен содержать детальную информацию о каждом объекте учета:

  • наименование;
  • характеристики;
  • состояние и прочие данные.

Начало применения стандарта

Обязательное применение ФСБУ 28/2023 начнется с 1 апреля 2025 года. С этой даты не применяются «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утв. Приказом Минфина от 13.07.1995 N 49. Положения других НПА, регулирующих вопросы проведения инвентаризации, с 1 апреля 2025 применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023.

Если организация решит применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухотчетности.

Инвентаризация перед составлением бухотчетности за 2024 год проводится по старым правилам, кроме случая, когда ФСБУ 28/2023 решено применять досрочно.

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

Возможные основания для дифференциации:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
  • целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Читайте также:  Задолженность по ид что это такое у приставов проверить

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

Сведения о проведении инвентаризации, отражаемые в бюджетной отчетности

При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».

Информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений (п. 158 Инструкции № 191н).

При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.

Периодичность представления – годовая.

В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).

В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.

В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Образец приказа по проведению годовой инвентаризации в казенном учреждении

Инвентаризация нужна компании, чтобы проверить, какое имущество у нее фактически имеется и каково состояние ее.Приказ о проведении инвентаризации составляется по единому образцу, в котором в обязательном порядке всегда должна.

Читайте также:  Сдача отчета в ФСС за 1 квартал в 2023 году

На специалиста хозяйственного отдела Крыжовник П.П. 6. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника финансового отдела Квасцову С.А. Директор Ф.Т. Фруктов руками Скачать образец приказа о проведении инвентаризации. На основании представленных образцов легко составить необходимый приказ об инвентаризации, подходящий к конкретной ситуации. Евгения Полоса Спасибо Вам за добавление этой статьи в: Еще интересное по теме: К записи 24 комментария.Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического.

Выявлены неучтенные объекты ОС

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Приказы Минфина России № 61н, 100н, 103н

Поговорим подробнее о том, как применять приказ Минфина России 61н от 15.04.2021.

    В этом приказе упомянуты только электронные документы и регистры учета и указаны сроки начала их применения:
  • c 01.01.2022 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
  • c 01.01.2023 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

В утвержденном перечне 17 электронных первичных документов (ОКУД 0510ХХХ) и 3 электронных регистра бухгалтерского учета (ОКУД 0509ХХХ).

    Документы:
  • Ведомость группового начисления доходов (0510431)
  • Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433)
  • Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (0510432)
  • Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434)
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435)
  • Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (0510436)
  • Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета (0510437)
  • Решение о проведении инвентаризации (0510439)
  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440)
  • Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441)
  • Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442)
  • Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (0510445)
  • Решении о восстановлении кредиторской задолженности(0510446)
  • Изменение Решения о проведении инвентаризации (0510447)
  • Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (0510836)
  • Ведомость начисления доходов бюджета (0510837)
  • Ведомость выпадающих доходов (0510838)
    Регистры:
  • Журнал операций по забалансовому счету (0509213)
  • Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (0509095)
  • Карточка учета имущества в личном пользовании (0509097)

Видим, что в перечне документов и регистров не самые часто используемые формы.
В этом году вышел приказ Минфина № 100н, который дополнил приказ № 61н.

Применяется он
с 01.01.2023 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
с 01.01.2024 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

    Добавлено использование еще шести электронных документов:
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых (0510448)
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450)
  • Требование-накладная (0510451)
  • Акт приемки товаров, работ, услуг (0510452)
  • Извещение о трансферте, передаваемом с условием (0510453)
  • Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (0510521)
    И двух регистров:
  • Карточка капитальных вложений (0509211),
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214)

Как документально оформить результаты проверки

Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.

Рекомендуем следующий пакет документов:

  • приказ директора о проведении;
  • инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
  • сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
  • письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
  • приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.

Для бюджетных предприятий:

  • результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
  • есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *